Дудук самоучитель

Дудук самоучитель от Олега Переверзева:


Дудук. С чего начать?

Начните с приобретения стройного качественного инструмента и трости.

Сейчас очень много объявлений, но не всегда качественные инструменты там продаются, даже в музыкальных магазинах. Также важно приобрести качественные трости. Из хорошего камыша. Они различаются по жесткости, или как говорят по весу: полегче и потяжелее. Начинающим дудукистам лучше приобретать трости полегче. Итак, самое важное для начала: качественный дудук и трость. Остальное будет зависеть только от вас.

Перед началом игры на дудуке трость следует подготовить, чтобы она открылась. Трость в дудуке состоит из двух пластин, которые в сухом состоянии после длительного перерыва после игры плотно прилегают одна к другой. Если их слегка смочить (достаточно подуть в них какое-то время) пластины расходятся и образуется щель между ними.
Короткое видео о подготовке трости дудука перед игрой:

На трость дудука надет хомутик, передвигая который вдоль трости можно подстраивать инструмент. Опускаем хомутик вниз — звук повышается, поднимаем хомутик вверх — звук понижается. После игры После игры трость закрываем крышечкой, чтобы случайно не повредить пластины и ослабляем хомутик, чтобы трость отдыхала. Крышечку закрываем ровно, без перекосов. Иначе трость при хранении может повредиться.

Подготовленую (открытую) для игры трость вставляют в корпус дудука и настраивают инструмент, а чтобы хомутик не сползал по трости во время игры, его можно слегка намочить. Для настройки инструмента можно использовать фортепиано, синтезатор, электронный тюнер или другие устройства. Например, в смартфонах имеются программы-тюнеры. Если играть будут вместе два дудука (дудук и дам-дудук), то их настраивают в унисон.

Трость берется между губами примерно на 5 миллиметров. Давления на трусть губами не оказывается, иначе звук «поплывет». Раздуваем щеки так, чтобы зубы отошли от трости и выдохом воздуха в трость извлекаем звук из дудука.

Про транспонирующие музыкальные инструменты.

Если на пианино нажать клавишу «до первой октавы» зазвучит именно до первой октавы и никак иначе. Если будет звучать другая нота, следует пригласить настройщика и подстроить пианино.

Но так не у всех инструментов. Например, у кларнета или саксофона, когда музыкант извлекает «до первой октавы» звучит нота си-бемоль малой октавы или совсем ля. И это правильно. Потому что эти инструменты транспонирующие: в нотах прописаны одни ноты, их играет музыкант, а инструмент издает ноты перенесенные (транспонированные) на определенное количество полутонов вниз/вверх.

Для таких инструментов их партии в музыкальной композиции записываются в другой тональности, чем для остальных инструментов так, чтобы когда заиграет ансамбль, инструменты звучали стройно. То есть, у транспонирующих инструментов существует различие между нотой записанной-играемой и нотой звучащей.

У дудуков другая ситуация. На дудуке какую ноту играешь, та и звучит.
То, что дудуки изготавливаются разного строя не делает их транспонируюущими.  И то, что для разных нот у дудуков разного строя одинаковая аппликатура, в этом контексте, значения не имеет. Ведь, если взять на дудуках разного строя ноту до первой октавы, то звучать будет именно до первой октавы, хотя пальцы будут закрывать разные игровые отверстия.

Исполнительское дыхание при игре на духовых это очень важная тема. Если Вы до этого не обучались игре у профессионального преподавателя, то обязательно ознакомьтесь с информацией о дыхании. Для духовых инструментов это так же важно, как и в пении. Без правильно поставленного дыхания игры не будет.

Из особенностей дыхания при игре на дудуке отметим надутые щеки исполнителя. Таким способом создается запас воздуха, который позволяет не прерывая звучания ноты произвести вдох через нос. Очень интересный прием, который не встречается на других духовых и требует определенного навыка.

Про закрытое третье отверстие.

В учебной литературе по игре на дудуке в апприкатуре этот прием не используется. В то же время, отмечается широкое использование закрытого третьего отверстия многими практикующими дудукистами. В обучающей программе Свирелька аппликатура показана как в учебниках. Если вам покажется удобным прикрывать третье отверстие, то это вполне допустимо.

Это же относится и приему перехода с 4 + 4 на 3 + 4.

Начинать обучение следует с извлечения отдельных нот. Лучше начать с верхних нот — тех, у которых игровые отверстия на передней стороне ствола открыты. Потом можно учиться извлекать ноты закрывая последовательно отверстия указательным, средним безымянным пальцами верхней руки. Ноты следует «раздувать». То есть научиться извлекать их ровно, не «плавая» и без срывов и на протяжении как можно более длительного времени. Вначале на протяжении нескольких секунд, затем на протяжении нескольких десятков секунд и, возможно, до минуты и дольше. Вначале не все ноты будут получаться ровно, но этого и не следует ждать в самом начале обучения. В дальнейшем все получится.

дудук самоучитель

Дудук изготавливают чаще всего из абрикосового дерева.

Важно играть гаммы, трезвучия, арпеджио. Полностью поддерживаю Олега! Это действительно важные упражнения для разработки пальцев, постановки дыхания и для того чтобы научиться играть на дудуке.
И возьмите обучающую программу Свирелька себе в помощь, чтобы быстрее освоить аппликатуру дудука:

Свирелька для Дудука
язычковый деревянный инструмент
Проверьте как написан e-mail, чтобы
Свирелька к Вам точно дошла!

Уроки дудука

Дудук самоучитель