Флейта пана. Урок 4.2. Совершенствуем игру полутонов на панфлейте. Урок ведет Тудор.
Как легче брать полутоны на флейте Пана
На предыдущем уроке вы узнали как извлекать на панфлейте полутоны способом отклонения пан флейты от себя. Первый способ:
Теперь разучим другой прием извлечения на панфлейте полутона. Голову наклоняем вправо, а левую часть панфлейты немного опускаем вниз. Второй способ:
Попробуйте второй способ игры полутонов и у вас легче получится извлекать звук.
Длинные ноты на флейте Пана
Для развития навыка игры на флейте Пана рекомендуется играть длинные ноты. Начинаете играть какую-нибудь ноту и тяните ее сначала четыре четверти, а затем и намного дольше. Четверти можете отбивать ногой: раз, два, три, четыре.
Ноту нельзя тянуть до окончания воздуха в легких. Такая игра некрасива и никогда так не играйте. Заканчивать ноту должен музыкант. Нота не должна заканчиваться сама по себе от того, что у музыканта закончился воздух.
Вдох должен быть достаточно глубоким, но тоже не изо всех сил. Переполненные легкие не дадут вам нормально управлять воздушной струей при игре. Поэтому на начальном этапе обучения игре на пан флейте особенное внимание уделяйте своему дыханию.
Вам необходимо научиться управлять дыханием. Делать глубокий, но не чрезмерный вдох. Растягивать выдох, чтобы получалась равномерная упругая струя воздуха, достаточная для звучания пан флейты. Очень рекомендуем найти и ознакомиться с приемами развития дыхания для духовиков (тех, кто играет на духовых инструментах). В Сети эти материалы есть.
Разберитесь в каких местах мелодии можно делать вдох, а в каких он недопустим, так как собьет ритм мелодии. Первым упражнением, с которого начинают все музыканты, играющие на духовых инструментах, является игра длинных нот. Начинайте с них.
Длинные ноты играйте и на тонах и на полутонах.
Игра тона и полутона на одном дыхании.
Еще одно упражнение для игры полутонов, — игра длинной ноты с постепенным переходом от тона к полутону и обратно. Начинаете играть тон и, не прерывая игры, постепенно поворачиваете голову и пан флейту в положение для полутона. После того как получился полутон, начинаете движение головы и панфлейты в положение для извлечения тона.
Всё это проделываете на одном дыхании без прерывания звучания инструмента. При выполнении этого упражнения потренируйтесь извлекать полутон обоими способами, о которых рассказано ранее.
Все разученные на этом уроке упражнения выполняйте на разных нотах (разных трубках пан флейты). Инструмент должен стать продолжением ваших рук. Прочувствуйте и привыкните к своей флейте Пана. И повторим — чем дольше будете играть, тем лучше будет результат вашей игры.
Перейти к уроку 4.1 на флейте Пана
флейта Пана