Флояра

Флояра — из эволюции народных духовых инструментов мира известно, что диагональные (открытые) флейты возникли очень давно. До нашего времени дожила и украинская флояра, ранее бытовавшая в Карпатах. Часто ее называют «гуцульской сопилкой». Конструкция древней флояры была довольно простой — деревянная трубка с несколькими игровыми отверстиями, заостренная на входе.Флояры были разной длины и соответственно разного строя. Звукоряд был диатонический, зачастую ангемитонный, с приблизительной интонацией в разных регистрах. Традиционно изготавливалась из разных пород древесины (в большинстве из лещини) или даже из металла.

флояра

Флояра. Мастер Олег Куренной.

В конце XX века украинский мастер Д.Деминчук усовершенствовал традиционную флояру. Он впервые сделал ее хроматическим инструментом с сопилочной аппликатурой. Единственное различие заключалось в том, что все инструменты семейства флояр имели строй секундой выше от строя семейства сопилок: (D),(A),(G),(D).
В 2010 году мастер-сопилкарь Олег Куренной изготовил хроматическую флояру, сделав ее двусекционной с металлическим соединением, усовершенствовав и аппликатуру.
Звучит хроматическая флояра. Играют Олег Куренной (флейта) и Андрей Наказной (гитара):


Двухсекционная флояра уже имела возможность корректировки общего строя. Другое расположение игровых отверстий дало возможность применения как основной, так и альтернативной аппликатуры. Кроме этого консорт флояр был расширен дополнительными инструментами: (С), (B), (A), (G), (F), (E), (D). Теперь игра в любой диезной или бемольной тональности не имела тесситурных и аппликатурных сложностей, поэтому как правило профессиональные сопилкари-флояристы для удобства используют несколько хроматических инструментов разного строя. Так же как и сопилка, флояра инструмент транспонирующий, поэтому нотная запись осуществляется на октаву ниже от реального звучания. Хотя в зависимости от регистра альтовая, теноровая и баритоновая флояры зачастую записываются и в обычном ключе с реальным тесситурным звучанием. Аппликатура флояры представлена на картинке ниже. Скачать её можно кликнув по картинке и перейдя на страницу с аппликатурой флояры:

аппликатура флояры
Эта страница рассчитана на сопилкарей (блокфлейтистов, вистлеров), которые уже имеют базовую специальную и теоретическую подготовку, поэтому здесь будут рассмотрены лишь основные моменты относительно природы инструмента, применения разных аппликатур, особенностей звукоизвлечения, динамических, штриховых и интонационных оттенков, приемов игры.
Следует понять, что флояра хотя и очень похожа на сопилку, но все же имеет отличную природу звукоизвлечения, поэтому с первого раза, не имея соответственного навыка игры, взять хотя бы один достойний звук в большинстве случаев является просто невозможным.

Научиться играть на флояре поможет
простая удобная наглядная современная обучающая программа:
Свирелька для Флояры
обучающая программа
Проверьте как написан Ваш e-mail,
чтобы "Свирелька" к Вам точно дошла!
В ознакомительную версию включены три мелодии для разучивания.
Загрузка других мелодий доступна после регистрации.

Звукоизвлечение на флояре осуществляется вдуванием воздушной струи по диагонали на заостренный край. Отсутствие свистка существенно усложняет игру, особенно в самом начале обучения, но уже на следующем этапе, когда будет освоен хороший навык образования звука, будут понятны значительные преимущества флояры перед свистковыми инструментами: это и диапазон звукоряда 2,5 октавы, значительно более широкий динамический диапазон независимо от регистра, более точный строй обертонов при передувании, значительная динамическая и звуковысотная управляемость, возможность варьирования окраской тембра, применения разных приемов игры — разумеется это все и есть средства музыкальной выразительности.
Самым важным элементом игры на флояре — безусловно правильное положение игрового аппарата.

игра на флояре

Правильное положение флояры для игры

В отличие от сопилки или другой продольной флейты, флояра прикладывается к губам не прямо, а под углом вправо. Такое положение дает возможность извлекать звук, направляя воздушную струю на заостренный край. Губы при этом, как будто вытягиваются вперед, а заостренный край инструмента смещается вправо от центра и фиксируется губами, при этом на входе остается незакрытой небольшая щель для вдувания воздуха в канал, приблизительно ¼ от площади диаметра канала.

Мышцы лица при этом не напряжены, щёки свободны. Губы вперед, но не зажаты. Очень важным есть фиксированное положение губ, чувство постоянного объема входной щели. Даже наименьшие незначительные изменения положения губ на входе приводят к существенным интонационным изменениям особенно на звуках, которые берутся на аппликатуре левой руки —чем короче рабочая звуковая волна, тем заметнее завышение или наоборот занижение строя при сменах положения губ, поэтому в процессе обучения, когда уже хорошо извлекается звук, очень важно постоянно контролировать точность высоты как общего строя, так и отдельных звуков. Это можно делать при помощи фортепиано или синтезатора. Особенно удобно контролировать строй во время ансамблевой игры с многоголосными точно настроенными инструментами: аккордеон, гитара, фортепиано и другие. Вначале желательно брать медленные темпы, чтобы качественно и без напряжения удерживать строй флояры во время игры.

Звучание флояры в разных регистрах:

Важнейшая составная часть техники игры на флояре: правильное дыхание исполнителя. Флояра не имеет дна как, например, сопилка, свирель или пан-флейта. Расход воздуха при игре на флояре или другой диагональной флейте значительно больше, поэтому нужно стремиться достичь насыщенного плотного звука с наименьшими потерями и расходом воздуха. Флояра имеет такие же особенности извлечения звука в разных регистрах, как и большинство флейт, а именно: средний регистр является самым удобным для атаки и формирования звука. Расходы воздуха при этом небольшие по сравнению с крайними регистрами, где они существенно возрастают.

На примере альтовой флояры в строе «Соль» это будут звуки в диапазоне октавы до первой октавы — до второй октавы, поэтому еще на начальном этапе обучения желательно учиться формировать звук именно в удобной тесситуре. Далее не увлекаться игрой очень длинных фраз, где затраты воздуха значительные и отвлекают во время игры. Следует обращать больше внимания на качество игры: правильную четкую атаку и снятие звука, тембровую окраску, точность высоты общего строя и ладового интонирования, артикуляцию, динамические оттенки. Когда будут достигнуты существенные успехи, возможно и постепенное усложнение музыкального материала.

Другой не менее важный элемент — правильное положение рук, поскольку флояра держится под углом (приблизительно 30 градусов) вправо относительно корпуса, пальцы правой руки закрывают игровые отверстия перпендикулярно относительно ствола инструмента, а кисть левой руки делает небольшой поворот влево для удобства игры.

Важным элементом есть и плотная компрессия пальцев, потому что наименьшая ошибка, или неточность — приводит к ухудшению качества звука, или к его срыву. Следует обратить внимание на положение 4-го пальца обеих рук, особенно на флоярах большой длины (тенор, баритон), на которых довольно значительные расстояния между игровыми отверстиями. В таком положении мизинцы (пятые пальцы) закрывают отверстия подушечками первой фаланги, а четвертые пальцы как будто подстраиваются к положению мизинцев и закрывают отверстия не краем подушечки, а срединой фаланги и ближе ко второй.
Существуют такие этнические инструменты, на которых игровые отверстия закрывают, как первыми, так и вторыми фалангами пальцев, например балканский кавал или египетский нэй.
Положение рук

положение рук на флояре

положение рук на флояре

Исполнение разных акцентированных штрихов, звуков мелкой длительности на staccato требует значительно большего усилия и более четкой артикуляции в отличие от игры на сопилке, или вистле, свисток, которых имеет дно. При игре на флояре, именно губы играют роль дна, естественно не имея такой жест кости, как дно свистковой флейты. На флояре применимы те же штриховые артикуляционные приемы, что и на любой свистковой флейте.

В традиционной музыке для флояры часто применяется гортанный бурдон, как остинатный, так и октавирующий в унисон с мелодией.

Относительно техники vibrato можно сказать, что существует несколько приемов. Это vibrato диафрагмальное и лабиальное. При диафрагмальном эффект колебания звука достигается равномерными толчками диафрагмы. Лабиальное делается непосредственно губами исполнителя, поэтому самым распространенным есть именно лабиальное vibrato, потому что оно более удобное и может исполняться с разной частотой, амплитудой без напряжения независимо от дыхательных органов вообще. Еще существует прием языкового vibrato, когда нужен эффект большой частоты, но он применяется редко.
Хроматическая флояра имеет десять игровых отверстий. В таблице аппликатур видим объем звукоряда до двух с половиной октав. Кроме основной аппликатуры существует еще 1-2 варианта альтернативной аппликатуры в среднем и крайнем верхнем регистре.

Рассмотрим несколько вариантов аппликатур на примере альтовой флояры в строе «Соль». Основной тон (первая гармоника) все игровые отверстия закрыты извлекаем тон «Соль» малой октавы. Без изменений аппликатуры передуваем на октаву вверх— звучит «Соль» первой октавы (вторая гармоника). Следующее передувание дает тон «Ре» второй октавы (третья гармоника). В той же аппликатуре передуваем и извлекаем тон «Соль» второй октавы (четвертая гармоника). Снова передуваем, извлекая тон «Си» второй октавы (четвертая гармоника) и последнее передувание на всех закрытых игровых отверстиях дает тон «Ре» третьей октавы(пятая гармоника). При передуваниях основного тона имеем еще пять дополнительных обертонов. Для примера тон «Ре» второй октавы можно взять, как основной аппликатурой, так и при передувании на аппликатуре «Соль» первой октавы квинтой вверх.

Как видим есть тоны-гармоники, которые возможно взять дополнительной аппликатурой, путем передувания. В нотной записи тон, взятый квинтовым передуванием, обозначается так: (5об) непосредственно над нотой, или над группой нот. Применение альтернативной аппликатуры значительно облегчает игру в пределах конкретного регистра и дает возможность исполнение трелей на переходных звуках, или игры на legato, когда игра основной аппликатурой будет по техническим причинам неудобной, или вообще невозможной, поэтому в процессе разбора музыкального текста вначале желательно продумать самую удобную аппликатуру, а где нужно применить альтернативную. Это важный технический момент.
Флояра — инструмент одноголосный и требует сопровождения кобзы скрипки, цимбал и других народных инструментов. Она входит в состав разных ансамблей и оркестров, хотя и часто выступает, как сольный инструмент, а особенно в традиционных наигрышах.

Благодаря приятному тембру, широкому диапазону, выразительным возможностям и простотой изготовления флояра издавна получила большую популярность в народе. Постепенно совершенствуясь и развиваясь флояра возрождается как традиционный славянский инструмент.
Позитивно, что в наше время флояра известна не только, как любительский инструмент, но изучается и в музыкальных учебных заведениях на отделах народных инструментов, наравне с сопилкой, или пан-флейтой. На флояре хорошо звучит, как традиционная народная, так и классическая, популярная музыка.
Известные исполнители мульти-инструменталисты: Д.Деминчук, М.Тафийчук, О.Костюк, Б.Яремко, О.Довгаль, О.Донич, М.Попичук, М.Тимофеев, Ю.Фокшей, О.Журавчак, М.Блощичак, М.Бережнюк, Я.Товкайло, П.Шмырев, О.Куренной, Ю.Гвоздь, М.Бабчук.

Правила хранения и ухода за инструментом:
Флояра, как и другие деревянные духовые инструменты, требует аккуратности и бережного отношения. Канал инструмента должен периодически пропитываться растительным маслом (лучше льняным). Часто в проваренное масло добавляют воск или парафин, тогда канал флояры будет более гладким, а звук глубоким и насыщенным.
Непосредственно после продолжительной игры канал желательно освободить от влаги, протянув через него сухую ткань, оставив инструмент на несколько часов для высыхания, а уже потом положить его в футляр. Сохранять при комнатной температуре с нормальной влажностью, а особенно избегать пересыхания, попадания прямых солнечных лучей, падений и ударов, что может привести к повреждениям инструмента.

Научиться играть на флояре поможет
простая удобная наглядная современная обучающая программа:
Свирелька для Флояры
обучающая программа
Проверьте как написан Ваш e-mail,
чтобы "Свирелька" к Вам точно дошла!
В ознакомительную версию включены три мелодии для разучивания.
Загрузка других мелодий доступна после регистрации.

Вот ещё замечательный ролик, на котором звучит флояра:

Флейта Сяо

флояра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *