Первый этап для начинающих. Урок 1. Берем свирель правильно.
Свирель ученическая состоит из ствола и мундштука. Мундштук – это свисток, а ствол это часть свирели с отверстиями, которые регулируют высоту звука. Для удобства обучаемого отверстия на стволе окружены бугорками. Всего бугорков с отверстиями ШЕСТЬ, и считаются они от мундштука. На нижней части ствола (противоположной отверстиям) находятся бугорки-подставки для больших пальцев.
Берем свирель ученическую за конец ствола, противоположный мундштуку правой рукой как карандаш. Пока никакие отверстия правой рукой не закрываем. Пальцами левой руки закрываем отверстия 1, 2 и 3 соответственно указательным, средним и безымянным, а большой палец левой руки располагаем на верхней подставке внизу свирели.
Чтобы свирель зазвучала, надо знать несколько правил:
- Звуки, которые вы сейчас создадите, – не простые! Они волшебные. Они умеют дружить и ссориться, они могут быть глубокими и поверхностными, легкими и тяжелыми, яркими и тусклыми. Надо только научиться различать их, слышать их голоса. Будьте осторожнее! Звук – он живой!!! И рождается он только в тишине…
- Свирель не любит, когда в нее сильно дуют, – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого дыхания и она ответит вам также ласково.
- Отверстия должны быть плотно закрыты мягкими подушечками пальцев, чтобы в них не проходил воздух. И сила тут не нужна, только сноровка и находчивость. Закройте три отверстия! Прижмите посильнее пальцы… А теперь переверните руку и посмотрите на отпечатки, оставленные бугорками – если у вас на пальцах кружочки, то задание выполнено правильно и звук будет красивый.
- Поиграв на свирели, надо ее хорошенько вымыть теплой водой – от воды звук становится красивее, чище. Затем вытереть свирель чистой тряпочкой или высушить ее и сложить в специальный пакет.
Теперь, держа свирель правой рукой, возьмем кончик мундштука зубами и пропоем шепотом:
МА-МА, ПА-ПА, ТЕ-ТЯ, ДЯ-ДЯ
Закроем:
- одно верхнее отверстие (№ 1) и сыграем: БА-БУШ-КА, ДЕ-ДУШ-КА;
- два верхних отверстия: ТА-НЯ, ВА-НЯ;
- три верхних отверстия: ПА-РО-ХОД, СА-МО-ЛЕТ
Одни звуки получились длиннее, а другие короче. В музыке короткие и длинные звуки, которые можно простучать или прохлопать, называются РИТМОМ. Ритм очень легко записывается:
Ровные шаги – та: | четвертная длительность | |
Вдвое быстрее – ти-ти: | восьмые длительности | |
Еще вдвое быстрее – ти-ри-ти-ри: | шестадцатые длительности |
Более сложные ритмы обозначаются так:
целая длительность | ||
половинная длительность | ||
четвертная с точкой и восьмая длительности |
Ритмы сыгранных вами слов легко можно записать так:
И так можно записать и сыграть любое имя. Попробуйте теперь озвучить свое!
На одном звуке мы с вами можем сыграть любую скороговорку, дразнилку, потешку, поговорку!
А теперь давайте представим, что мы пришли в лес! Слышите, как поют птицы? Высоко на ветке сидит соловей и поет:
А чуть ниже птичка побольше:
А еще ниже?
Будьте внимательнее!
Не забывайте: когда мы играем 2 или 3, все предыдущие отверстия закрыты!
А каких птиц мы еще можем изобразить с помощью свирели? Подумайте!
Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре |
Вопросы для самостоятельной работы и закрепления материалов занятия 1.
- Что такое свирель? Из какого материала ее делали раньше? А теперь?
- Из каких частей состоит свирель? Для чего предназначены мундштук и ствол?
- Какой рукой берут свирель? Какой рукой начинают играть?
- Перечислите правила звукоизвлечения?
- Как нужно брать мундштук – губами или зубами?
- Что такое ритм? Как пропеваются эти длительности?
- Простучите, а потом сыграйте ритмы:
Сочините и сыграйте ваши мелодии. Надпишите цифровки этих сочинений над ритмами (от О до 3). - Послушайте, как говорит человек, как произносятся имена ваших друзей и близких. Может ли звук свирели передать слово? Сыграйте и запишите мелодию по цифровой системе и ритм:
ТА-НЮШ-КА ВА-НЮШ-КА
ПА-РО-ВОЗ ТЕП-ЛО-ХОД - Проиграйте наизусть все три пословицы, данные в первом уроке.
- Как можно сыграть эти русские народные пословицы? Запишите ритм над слогами:
ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ — СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ
КТО ВПЕРЕД ИДЕТ — ТОГО СТРАХ НЕ БЕРЕТ - Вслушивайтесь в звуки леса! Как поет кукушка? Можно ли на одном звуке изобразить ее пение? А попробуйте изобразить на свирели ее: «Ку-ку» и записать! И звуки, и ритм!
Пожалуйста поделитесь этой страницей в своей соц.сети:
Перейти на Урок 2. Учимся играть на свирели пальцами левой руки.
Вопросы и пожелания по первому занятию оставьте в комментариях:
Осваиваю блокфлейту (сопрано, немецкая система) и свирель. Без особого труда после блокфлейты играю те же мелодии на свирели. Звуки в этой тональности кажутся слишком высокими, резкими, почти писклявыми. Решил перейти на свирель в другой тональности. И с ужасом узнаю, что там совсем другая аппликатура. Скажите, пожалуйста, сложен ли переход, если уже освоил тональность до мажор (на которой ведётся обучение)?