Учимся играть на свирели левой рукой.
В первом уроке звуки записывались цифрами. Сейчас мы познакомимся еще с одной системой записи звуков – нотной.
Вы научились играть по цифровой системе, а теперь добавим еще и нотную запись, которая так же проста. Сыграйте попевки, ориентируясь на цифры над нотным станом:
Все мелодии можете проиграть в обучающей программе «Свирелька» —> Файлы с нотами для программы скачайте прямо на этом сайте: Скачать ноты Для начинающих |
Надо следить за тем, чтобы отверстия были полностью закрыты и звук был тихим, но без присвиста. На каждый звук как бы проговариваем слог. Этот прием игры называется non legato.
Играем по цифровой и нотной записи.
1. Дождик. Русская народная детская попевка
2. Дождик. Русская народная закличка
3. Лесенка
Для повторения одинаковой мелодии в музыке используют такие знаки:
4. Белка
Предыдущие песни игрались поочередным закрыванием-открыванием отверстий на стволе свирели. Следующие более сложные, требуют большего внимания, так как изменения в мелодии будут проходить скачками, а не поступенно.
Просьба поделиться с друзьями этой станицей: |
5. Вставала ранёшенько. Русская народная песня
Можно ли в этой песне поставить репризу? Вот второй куплет:
Найдите правильный ритм для исполнения следующих куплетов, не меняя общей структуры мелодии:
- Я медведя испугалася, за ракитов куст бросалася:
- «Уж ты батюшка, медведушко, задери мою коровушку
- Задери мою коровушку, развяжи мою головушку».
Реприза в этой песне несколько условная, поскольку слова вызывают ритмические вариации, не меняя мелодическую структуру: следуйте при исполнении словам так, как это делается при исполнении русских народных песен.
6. Солнышко. Русская народная закличка
7. Уж, как зоренька-заря. Русская народная песня-считалка
8. Звоны. Украинская народная песня
9. Серые гуси. Детская песенка
Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре |
Вопросы для закрепления материалов урока
1. Что такое legato?
2. Сыграйте non legato:
Придумайте слова к этой мелодии и подпишите их.
По правилам записи мелодии со словами, этот ритм должен выглядеть следующим образом:
В чем разница?
Как вы думаете, почему именно так записываются инструментальные мелодии, а со словами – иначе?
3. Определите мелодию. С какими словами она поется? Сыграйте ее в характере песни:
4. Используя мелодические обороты урока, придумайте мелодию к пословице и запишите ритм над словами:
НЕ ХВАЛИ СЕБЯ – ЕСТЬ УМНЕЙ ТЕБЯ.
5. Сочините и запишите ритм и мелодию к загадке:
(Отгадка – голова человека)
6. Запишите попевку «Василек» по цифровой системе для инструментального исполнения:
7. Запишите русскую народную песню «Как под горкой под горой» по цифровой системе для инструментального исполнения:
Урок игры на свирели № 2 завершен
Свои вопросы, замечания и предложения оставьте в комментариях внизу страницы
Перейти на Урок 3. Легато — осваиваем ваш первый штрих в исполнении