Урок 1. Берем свирель.

Свирель состоит из ствола и мундштука. Мундштук – это свисток, а высоту звука регулируют отверстия, расположенные на стволе свирели. Всего бугорков с отверстиями ШЕСТЬ, и считаются они от мундштука.

свирель отверстия

Берем свирель правой рукой, как карандаш, за конец ствола, противоположный мундштуку. Закрываем пальцами левой руки 1, 2 и 3 отверстия соответственно указательным, средним и безымянным пальцами. А большой палец располагается на верхней подставке под свирелью.

Чтобы свирель зазвучала, надо знать несколько правил:

  1. Звуки, которые вы сейчас создадите, – не простые! Они волшебные. Они умеют дружить и ссориться, они могут быть глубокими и поверхностными, легкими и тяжелыми, яркими и тусклыми. Надо только научиться различать их, слышать их голоса. Будьте осторожнее! Звук – он живой!!! И рождается он только в тишине…
  2. Свирель не любит, когда в нее сильно дуют, – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого дыхания и она ответит вам также ласково.
  3. Отверстия должны быть плотно закрыты мягкими подушечками пальцев, чтобы в них не проходил воздух. И сила тут не нужна, только сноровка и находчивость. Закройте три отверстия! Прижмите посильнее пальцы… А теперь переверните руку и посмотрите на отпечатки, оставленные бугорками – если у вас на пальцах кружочки, то задание выполнено правильно и звук будет красивый.
  4. Поиграв на свирели, надо ее хорошенько вымыть теплой водой – от воды звук становится красивее, чище. Затем вытереть свирель чистой тряпочкой или высушить ее и сложить в специальный пакет.
получить СвирелькуВы уже присоединились к нашей группе Вконтакте? Присоединяйтесь!

Теперь, держа свирель правой рукой, возьмем кончик мундштука зубами и пропоем шепотом:

МА-МА, ПА-ПА, ТЕ-ТЯ, ДЯ-ДЯ

Закроем:

  • одно верхнее отверстие (№ 1) и сыграем: БА-БУШ-КА, ДЕ-ДУШ-КА;
  • два верхних отверстия: ТА-НЯ, ВА-НЯ;
  • три верхних отверстия: ПА-РО-ХОД, СА-МО-ЛЕТ

Одни звуки получились длиннее, а другие короче. В музыке короткие и длинные звуки, которые можно простучать или прохлопать, называются РИТМОМ. Ритм очень легко записывается:

Ровные шаги – та: четвертная нота свирель четвертная длительность
Вдвое быстрее – ти-ти: восьмые ноты свирель восьмые длительности
Еще вдвое быстрее – ти-ри-ти-ри: шестнадцатые ноты свирель шестадцатые длительности

Более сложные ритмы обозначаются так:

целая свирель целая длительность свирель целая нота
половинная свирель половинная длительность половинная свирель
четвертная свирель четвертная с точкой и
восьмая длительности
четвертная свирелька

Ритмы сыгранных вами слов легко можно записать так:

ритмы свирели

И так можно записать и сыграть любое имя. Попробуйте теперь озвучить свое!
На одном звуке мы с вами можем сыграть любую скороговорку, дразнилку, потешку, поговорку!
потешки
А теперь давайте представим, что мы пришли в лес! Слышите, как поют птицы? Высоко на ветке сидит соловей и поет:
соловей поет
А чуть ниже птичка побольше:
птичка побольше
А еще ниже?
поет птичка
Будьте внимательнее!
Не забывайте: когда мы играем 2 или 3, все предыдущие отверстия закрыты!
А каких птиц мы еще можем изобразить с помощью свирели? Подумайте!

Вопросы для самостоятельной работы и закрепления материалов занятия 1.

  1. Что такое свирель? Из какого материала ее делали раньше? А теперь?
  2. Из каких частей состоит свирель? Для чего предназначены мундштук и ствол?
  3. Какой рукой берут свирель? Какой рукой начинают играть?
  4. Перечислите правила звукоизвлечения?
  5. Как нужно брать мундштук – губами или зубами?
  6. Что такое ритм? Как пропеваются эти длительности?
    шестой_вопрос
  7. Простучите, а потом сыграйте ритмы:
    вопрос семь
    Сочините и сыграйте ваши мелодии. Надпишите цифровки этих сочинений над ритмами (от О до 3).
  8. Послушайте, как говорит человек, как произносятся имена ваших друзей и близких. Может ли звук свирели передать слово? Сыграйте и запишите мелодию по цифровой системе и ритм:
    ТА-НЮШ-КА ВА-НЮШ-КА
    ПА-РО-ВОЗ ТЕП-ЛО-ХОД
  9. Проиграйте наизусть все три пословицы, данные в первом уроке.
  10. Как можно сыграть эти русские народные пословицы? Запишите ритм над слогами:
    ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ — СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ
    КТО ВПЕРЕД ИДЕТ — ТОГО СТРАХ НЕ БЕРЕТ
  11. Вслушивайтесь в звуки леса! Как поет кукушка? Можно ли на одном звуке изобразить ее пение? А попробуйте изобразить на свирели ее: «Ку-ку» и записать! И звуки, и ритм!

Пожалуйста поделитесь этой страницей в своей соц.сети:

Перейти на Занятие 2. Учимся играть на свирели пальцами левой руки.

Вопросы и пожелания по первому занятию оставьте в комментариях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *