Урок 2. Левая рука

Учимся играть на свирели левой рукой.
В первом уроке звуки записывались цифрами. Сейчас мы познакомимся еще с одной системой записи звуков – нотной.
ноты свирели
Вы научились играть по цифровой системе, а теперь добавим еще и нотную запись, которая так же проста. Сыграйте попевки, ориентируясь на цифры над нотным станом:

Все мелодии можете проиграть в обучающей программе «Свирелька» —>
Файлы с нотами для программы скачайте прямо на этом сайте: Скачать ноты Для начинающих

свирель попевки

Надо следить за тем, чтобы отверстия были полностью закрыты и звук был тихим, но без присвиста. На каждый звук как бы проговариваем слог. Этот прием игры называется non legato.
Играем по цифровой и нотной записи.

1. Дождик. Русская народная детская попевка
дождик попевка

2. Дождик. Русская народная закличка
дождик закличка

3. Лесенка
свирель лесенка

Для повторения одинаковой мелодии в музыке используют такие знаки:
свирель реприза

4. Белка
свирель белка


Предыдущие песни игрались поочередным закрыванием-открыванием отверстий на стволе свирели. Следующие более сложные, требуют большего внимания, так как изменения в мелодии будут проходить скачками, а не поступенно.

Просьба поделиться с друзьями этой станицей:

5. Вставала ранёшенько. Русская народная песня
вставала ранешенько
Можно ли в этой песне поставить репризу? Вот второй куплет:
вставала рашешенько


Найдите правильный ритм для исполнения следующих куплетов, не меняя общей структуры мелодии:

  • Я медведя испугалася, за ракитов куст бросалася:
  • «Уж ты батюшка, медведушко, задери мою коровушку
  • Задери мою коровушку, развяжи мою головушку».

Реприза в этой песне несколько условная, поскольку слова вызывают ритмические вариации, не меняя мелодическую структуру: следуйте при исполнении словам так, как это делается при исполнении русских народных песен.

6. Солнышко. Русская народная закличка
солнышко

7. Уж, как зоренька-заря. Русская народная песня-считалка
уж как зоренька заря

8. Звоны. Украинская народная песня
звоны

9. Серые гуси. Детская песенка
серые гуси

Вопросы для закрепления  материалов урока

1. Что такое legato?
2. Сыграйте non legato:
не легато
Придумайте слова к этой мелодии и подпишите их.
По правилам записи мелодии со словами, этот ритм должен выглядеть следующим образом:
не легато свирель
В чем разница? не легато 3
Как вы думаете, почему именно так записываются инструментальные мелодии, а со словами – иначе?
3. Определите мелодию. С какими словами она поется? Сыграйте ее в характере песни:
характер песни

4. Используя мелодические обороты урока, придумайте мелодию к пословице и запишите ритм над словами:
НЕ ХВАЛИ СЕБЯ – ЕСТЬ УМНЕЙ ТЕБЯ.
5. Сочините и запишите ритм и мелодию к загадке:
C:\Яндекс.Диск\контейнер\горшочек_умен_семь_дырочек_в_нем.png
(Отгадка – голова человека)
6. Запишите попевку «Василек» по цифровой системе для инструментального исполнения:
василек
7. Запишите русскую народную песню «Как под горкой под горой» по цифровой системе для инструментального исполнения:
C:\Яндекс.Диск\контейнер\как под горкой под горой

Урок игры на свирели № 2 завершен

Свои вопросы, замечания и предложения оставьте в комментариях внизу страницы

Перейти на урок 3. Легато — осваиваем ваш первый штрих в исполнении

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *