Музыкальный звукоряд диатонический и хроматический. Ой, целых два ряда? Или все-таки музыкальный звукоряд один? Давайте разберемся.
Уроки музыки. Звукоряд. Часть 4
Музыкальный звукоряд диатонический
Октава состоящая только из 7 основных ступеней называется диатонической. Диатоника в переводе с греческого обозначает особенность структуры звукоряда — наличие широких интервалов между нотами.
Действительно, если присмотреться, на рисунке видно, что расстояние между нотами диатонического звукоряда разные — между нотами си и до, а также между ми и фа расстояние в два раза меньше чем между остальными нотами, где интервалы настолько широкие, что в них можно вставить дополнительные ноты. На рисунке ниже это ещё заметнее:
Диатонический звукоряд довольно прост. Это его достоинство. С него начинают освоение игры на разных музыкальных инструментах. На клавиатуре фортепиано диатонический звукоряд расположен исключительно на белых клавишах — легко запомнить. Однако диатонический звукоряд позволяет исполнять ограниченное число мелодий. И это его недостаток, который пришлось устранить.
Музыкальный звукоряд хроматический
Со временем мастерство музыкантов и мастеров, изготавливающих музыкальные инструменты возросло настолько, что дополнительные ноты в звукоряд все-таки были добавлены. Для этого звукоряд разделили на 12 равных ступеней — полутонов. При этом, основные ступени остались на своих ступенях и были добавлены новые ступени. На рисунке звукоряд разделен на 12 равных ступеней, новые ступени показаны без названий:
Учитывая не совсем удачный опыт добавления нового буквенного названия (помните названия нот A, H, C, D, E, F, G ?), а также то, что названия основных ступеней (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) замечательно прижились, решили новым ступеням самостоятельных названий не присваивать, а обойтись уже имеющимися с добавлением специальных знаков.
Это специальные знаки альтерации. Альтерация значит изменения. В звукоряде используют два знака альтерации — бемоль и диез. Каждый из этих знаков изменяет ноту, к которой относится на полтона. Диез повышает ноту на полтона, бемоль понижает. Такими на полтона измененными звуками заполнены оставшиеся ступени звукоряда. Звуки находящиеся на этих ступенях называются по близлежащим нотам с добавлением специальных знаков альтерации — диеза и бемоля.
Такой красивый звукоряд с одинаковыми ступенями, ноты которого позволяют играть любые, самые сложные мелодии назвали хроматическим. От слова «хрома» — с греческого украшать.
Названия ступеней в хроматической октаве | ||||||||||||
до |
до♯
ре♭ |
ре |
ре♯
ми♭ |
ми |
фа |
фа♯
соль♭ |
соль |
соль♯
ля♭ |
ля |
ля♯
си♭ |
си |
до |
На аппликатуре духовых инструментов, таких как блокфлейта, приходится заучивать положение пальцев на инструменте для каждой ноты, зато на фортепианных клавишах это выглядит намного понятнее:
Семь белых клавиш на фортепиано, это семь основных ступеней октавы, а пять черных для ступеней со знаками альтерации. Вместе 12 клавиш составляют современную октаву. Затем ноты повторяются. Такая же система применяется и на других клавишных инструментах и на аккордеоне.
И тут выяснилось, что …
Музыкальный звукоряд. Энгармонизмы.
Что выяснилось? А давайте оторвём для эксперимента пару-тройку клавиш. Вот так:
Не волнуйтесь, ни одно фортепиано в нашем эксперименте не пострадало.
Зачем мы это сделали? Чтобы внимательно изучить черную клавишу до ♯ , ре ♭
Сколько бы мы ни стучали по этой клавише в исправном инструменте всякий раз будет звучать один и тот же звук. Впрочем, это ожидаемо. И у этого звука два названия. То есть, это две разные ноты! Нота до ♯ и нота ре ♭ — разные ноты, только звучат они одинаково.
Этот интересный эффект, когда разные по написанию звуки, аккорды, интервалы, тональности звучат одинаково (то есть, совпадают по высоте) в музыке называется энгармонизм.
Сами такие звуки (в нашем случае до ♯ и ре ♭) называют энгармонически равными.
О, будущие музыканты! Можете удивиться, но вам придется хорошо запомнить: переходя на полтона можно извлечь две разных по названию ноты, хоть, и звучать они будут одинаково и это значит, что существуют полутоны двух видов:
- диатонический полутон — переход между смежными звуками разных названий. В разбираемом случае переходы «до -ре ♭ » и «ре — до ♯ «
- хроматический полутон — переход между смежными звуками одного названия: «до -до ♯» и «ре — ре ♭»
Следующая част занятия Часть 5 про темперированный звукоряд и объсняется почему в начале урока не были даны частоты для всех нот.
Перейти на Уроки музыки. Звукоряд. Часть 5. Хорошо темперированный
Если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:
Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька: