Ноты звукоряда имеют буквенные и слоговые названия. Откуда они произошли и как правильно называются ноты. Об этом третья часть урока музыки про звукоряд.
Уроки музыки. Звукоряд. Часть 3.
Ноты звукоряда. Буквенные названия нот.
Основные звуки музыкального звукоряда стали называть нотами. Им присвоили буквенные названия. В названиях нот использовали буквы распространенного в то время латинского алфавита.
Первой ступенью звукоряда в те времена была нота ля. Она получила обозначение А.
Следующая нота получила обозначение В. За ней расположена нота, получившая обозначение С и так далее.
Через некоторое время оказалось, что при игре многих мелодий ноту, следующую после ноты А, лучше немного сдвинуть по звукоряду — отодвинув её от ноты А и придвинуть к ноте С. К этому времени уже были написано множество мелодий с нотой В. Как быть? Тогда для новой ноты использовали букву H, следующую в латинском алфавите после буквы G.
Получилось так:
Названия нот буквами B и H проходило поэтапно. Вначале эти две соседние ноты обозначались буквой B с разным написанием:
Со временем прижилось новое обозначение более высокой ноты буквой H. Впрочем, в англоязычных странах сложилось по-другому. За более высокой нотой закрепилось обозначение B, а ноту пониже стали называть B бемоль (B flat). |
Буквенные названия нот существуют до сих пор, хотя, нам привычнее слоговые названия. Как это произошло?
Ноты звукоряда. Слоговое название привычнее.
Нам привычнее слоговое название ступеней звукоряда: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Буквенные названия основаны на начальных слогах строк средневекового гимна. Когда-то был очень популярен гимн Иоанну Крестителю (Ut queant laxis). Каждая строка в гимне исполнялась на тон выше предыдущей, поэтому его часто использовали для распевки голоса. От первых букв каждой строки получили названия ноты на которых исполнялись эти строки гимна.
Ut queant laxis название гимна, который дал имена слоговым названиям нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.Эти названия основаны на начальных слогах строк первой строфы гимна Ut queant laxis (гимн Иоанну Крестителю), в котором певцы просили сохранить в чистоте их голоса. Гимн часто использовался для распевки хора и каждая строка в нем начиналась на ступень выше предыдущей. Первая строфа гимна цитируется по Википедии:
Начальные буквы на латыни дали названия шести нотам ut, re, mi, fa, sol, la. В то время звукоряд состоял из шести нот (Гексахорд). Позже была добавлено название седьмой ноты si, а нота ut получила удобное для произношения название do и с неё теперь начинается октава в современном звукоряде. Послушайте как звучит гимн Иоанну Крестителю (Ut queant laxis):
Так в звукоряде получилось семь ступеней. Восьмая ступень сливалась с первой и начинала новую октаву. |
Ноты звукоряда. Соотношение буквенных и слоговых названий нот.
На рисунке ниже показаны буквенные и слоговые обозначения ступеней (нот) звукоряда:
Переход на до, ре, ми, фа, соль, ля, си оказал огромное влияние на всю музыкальную культуру. Здесь всего перечислять не станем, упомянем только, что звукоряд начинается теперь с ноты до, а это между прочим переход с минора на мажор.
Перейти на Уроки музыки. Звукоряд. Часть 4. Музыкальный звукоряд
Часть 4 про диатонический и хроматический звукоряд.
Если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:
Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька: