Ступени звукоряда будем располагать в диапазоне фортепиано. Все-таки клавишные инструменты одни из самых распространенных, чего стоит только электронный синтезатор, который сейчас по цене доступен практически каждой семье.
Уроки музыки. Звукоряд. Часть 2.
Ступени звукоряда. Начинаем построение.
С чего начнем? Предлагаю начать с уже имеющегося. Мы имеем звук с частотой 440 Гц.
Он выбран не случайно. Этот звук находится в очень удобном месте звукового диапазона. Во-первых, его могут пропеть люди с разными голосами. От самого низкого мужского баса, до самого высокого женского колоратурного сопрано. Во-вторых, музыкальные инструменты делаются так, чтобы они могли аккомпанировать пению и их диапазон близок к певческим голосам. Поэтому звук на 440 Гц могут воспроизвести очень многие музыкальные инструменты. |
Будем умножать/делить частоту 440 Гц на 2, чтобы получать сливающиеся звуки до тех пор, пока не выйдем за диапазон фортепиано. В результате получим ряд значений звуковых частот:
27,5Гц | 55Гц | 110Гц | 220Гц | 440Гц | 880Гц | 1760Гц | 3520 |
Разместим эти частоты в диапазоне фортепиано:
Так как это первый звук, который мы поместили на звукоряд, назовем его латинской буквой А.
То, что получилось много звуков с одинаковым названием вполне нормально — все эти звуки сливаются на слух. По сути, это одна и та же нота, только звучит на разных частотах.
С высоты «космического века» мы сильно упрощенно смотрим на деятельность музыкантов в прошлом. Например, мы с легкостью употребляем такие понятия как частота, колебания в треть или четверть длины струны и тому подобное. Музыканты в давние времена никаких «герцев» не знали и до всего рассказанного выше им пришлось доходить в процессе поиска и экспериментов. Пробовались разные конструкции музыкальных инструментов, которые издавали требуемые звуки. Работа вначале шла с инструментами с диапазоном в 1 — 2 октавы, а до фортепиано человечество дошло через тысячи лет развития музыки. |
Сделаем вывод:
на звукоряде располагаются периодически повторяющиеся ноты.
Продолжим наполнять звукоряд другими звуками.
Возьмем струну равную 1/3 длины эталонной струны. Частота колебаний такой струны равна:
440 х 3 = 1320 Гц
Найдем для частоты 1320 Гц сливающиеся звуки. Для этого умножим и поделим её на 2.
Получим новый ряд звуков:
41,25Гц | 82,5Гц | 165Гц | 330Гц | 660Гц | 1320Гц | 2640 |
Расположим эти звуки на звукоряде. Для удобства на рисунке покажем не весь диапазон фортепиано, а его более узкий участок:
Вы уже поняли, как можно найти частоты музыкальных звуков для заполнения музыкального звукоряда? Берем какой-то обертон эталонной струны и для этого обертона находим сливающиеся звуки.Конечно, не каждый обертон ляжет в звукоряд, но принцип заполнения звукоряда должен стать понятным.
Для закрепления проделаем расчет частот еще одного звука в музыкальном звукоряде.
Возьмем струну равную 1/17 части длины эталонной струны. Частота колебаний такой струны равна:
440 х 17 = 7480 Гц
Для фортепиано это слишком высокий звук, поэтому сразу уменьшим его на 2 и получим частоту 3740Гц.
Найдем для частоты 3740 Гц сливающиеся звуки. Для этого умножим и поделим её на 2.
Получим новый ряд звуков:
58,4375Гц | 116,775Гц | 233,75Гц | 467,5Гц | 935Гц | 1870Гц | 3740Гц |
Расположим эти звуки на звукоряде.
Дабы не утомлять вас числовыми расчетами, разместим на звукоряде основные звуки (ступени звукоряда), которые можно получить работая с частями (обертонами) эталонной струны:
Всего получилось семь основных звуков.
На рисунке они обозначены разными цветами и пронумерованы. Частоты не указаны. Почему? Станет понятно позже, а сейчас скажем, что до сих пор мы имели дело с частотами, которые издают реально существующие в природе предметы (мы говорили о струнах). Эти частоты можно получить, если делить «первоначальную» струну на 2, 3, 4, 5, 6 и более частей. Звукоряд в музыке составленный из таких реально существующих частот называют натуральный звукоряд. |
При продвижении по звукоряду можно заметить, что с каждого восьмого звука происходит повторение семи основных звуков. Восемь на латыни — октава. Именно так назвали восемь основных музыкальных звуков подряд. Восьмой звук октавы является первым звуком следующей октавы.
Перейти на Уроки музыки. Звукоряд. Часть 3. Ноты звукоряда
Если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:
Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, например, поперечная флейта, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька: